--ФОТОАЛЬБОМЫ--
|
С самых древнейших времён рядом с человеком живёт верный друг и помощник - собака.
Археологи находят многочисленные свидетельства этому: наскальные рисунки охот; древнейшие
захоронения, в которых собаки сопровождают хозяина в царство мёртвых. Самые древние
рисунки встречаются на территории от Сирии до Индии, на них изображены самые разные
собаки - большие и маленькие, очень лохматые и гладкошерстные. Из всего разнообразия
древних собак нас с вами больше интересуют догообразные - крупные, сильные, мускулистые,
с мощными головами и сильными челюстями. Их история началась в глубокой древности на
Востоке. В этом сходятся большинство кинологов мира. Хотя встречаются и иные мнения.
В качестве примера приведу цитату германского кинолога Рейбера: "Если мы поглубже окунёмся
в древний германский эпос, в произведения древних германских писателей, скульпторов и
живописцев, то перед нами предстанет чёткая картина древнего германского дога, и никому
не придёт в голову искать родину дога в высоких горах Тибета". Но мне кажется, что древние
доги появились раньше древних германцев, хотя понятно и желание найти корни национальной
породы Германии у себя дома.
Считается, что предком всех догообразных собак является тибетский дог. Он получил распространение
в Индии, Непале, Персии, странах Ближнего и Среднего Востока около 3 тысяч лет назад. Использовался
как пастух, сторож, охотник. Но главным призванием его была война - он использовался как мощный
и неустрашимый боец.
Самые древние его изображения относятся к XII веку до Рождества Христова - в Вавилонском святилище
найдена сцена охоты на льва с тибетским догом. Первые письменные источники древних уделяют внимание
собакам. В сведенной книге персов "Авеста" можно найти упоминание об очень высоких мощных собаках,
которые были очень дороги - штраф за их убийство превышал во много раз штраф за убийство человека.
В священной индийской книге "Веда" рассказывается об огромных караульных собаках. В Древнем Египте
собак было мало, их могли содержать только очень знатные люди. На протяжении нескольких веков их
приравнивали к божествам и бальзамировали после смерти. Анубис - Бог смерти - человек с головой
животного - одни учёные считают, что это шакал, другие - что древняя собака. Очень ценили собак в
Древнем Китае. Огромную роль в жизни китайцев играло земледелие. Поля, где рос рис, считались
священными, человек не мог охотиться или убивать на рисовых чеках. На собак же этот запрет не
распространялся, их широко использовали для охоты.В хрониках китайских императоров можно прочесть
строгий регламент, кому позволительно иметь собак и каких. Догообразных можно было держать только
знатным родовитым китайцам.
Раскопки в Ниниве, Ассирии доказали, что доги участвовали во многих войнах в армии царя Ашура
{668-631 гг. до н.э.}. Персы {царь Навуходоносор} в 530-522 гг. до н.э. использовали догов в войне
с Египтом. Сто лет спустя в войсках Ксеркса доги воевали против Греции. Закованные в панцири с шипами
огромные злые собаки производили опустошения в рядах пехоты неприятеля, калечили лошадей в кавалерии.
В результате войн доги попали на Молоссу к иллирийскому царю и в Эпир {современная Албания}. Отсюда
пошло название молосский дог и молоссер. Здесь их целенаправленно разводили на нужды армии и на
продажу. В период 336-323 гг. до н.э. доги попадают к знаменитейшему человеку древности Александру
Македонскому, он становится страстным любителем догов, и благодаря ему они получают большое
распространение в мире. В Греции был поставлен первый памятник собакам - в городе Коринфе. Его жителям
удалось с помощью крупных боевых собак выиграть решающую битву в войне с Пелопоннесом.
Из Греции доги попали в Рим, Римляне были в восторге от боевых качеств этих собак и закупали их в
больших количествах. Они составляли часть римских войск. Если Рим не воевал, то собаки воевали всегда
- в мирное время их выпускали на арены. Бои с крупными хищниками и гладиаторами собирали многотысячные
толпы зрителей. Так же развлекались и древние этруски. Умершие люди не расставались со своими собаками.
Например, при раскопках в римской провинции Папония в гробнице знатного римлянина нашли 50 скелетов
собак трёх типов: догообразных, борзых и пастушьих. Широко используя собак в завоеваниях Галлии и
Британии, римляне натолкнулись на достойное сопротивление кельтов (население средней Европы и Британии
в те времена). У кельтов оказалось большое количество военных собак мастифообразного типа, оказавших
"достойную встречу" молоссерам. В древнегреческой книге "Георгафика" в главе "История французских кельтов"
можно найти описание кельтских догов - огромных собак, мощных, мускулистых, используемых в войне и на
охоте. Осталось много фресок и мозаик тех времён с изображением сцен охоты и боёв.
Догообразные средних веков.
История догообразных в средние века тесно связана с охотой. Многочисленные источники (литература, скульптура,
живопись) описывают многочисленные сцены охоты на крупного зверя (лося, тура, кабана и других) с помощью
крупных, мощных, широкогрудых и мускулистых собак.Написанные в более поздние века многочисленные исторические
романы достоверно описывают сцены такой охоты. Кто не читал "Королеву Марго" А.Дюма? Насколько красочно и
подробно описана там сцена охоты на кабана: верховые охотники, гончий и мощные доги в броне и шипах,
удерживающие огромного секача за уши до подхода хозяина. Некоторое время дога даже называли кабаньей собакой.
Охотничьи собаки ценились очень высоко. В Лиманском законе VII века можно прочитать: "Если кто-то убьёт собаку,
даже если она напала первой или погрызла скот, обязан уплатить штраф 3 сольдо". (В VII веке это были очень
большие деньги).
На протяжении нескольких веков догообразная собака стала символом достоинства и богатства королей и дворян.
Хорошая псарня насчитывала около ста собак. Как правили, там были гончий, борзые и гордость владельца - доги.
Кроме охоты собак использовали для охраны имущества и травли провинившихся крестьян. В это же время из дога
сделали прекрасного телохранителя, дворяне ни на минуту не расставались с одним или несколькими хвостатыми
охранниками. И по нынешнее время дог является непревзойдённым по рабочим качествам личным телохранителем.
Самое большое количество догов было в северной и средней Европе, но не в Скандинавии. Именно в средние века
в Европе начало отходить на задний план военное использование догов. Сначала появление тяжёлой рыцарской конницы,
а затем огнестрельного оружия сделало применение догов в войнах нецелесообразным. Однако, открытие Нового
Света вернуло догов на "тропу войны". Испанские завоеватели привезли догообразных в Америку и широко использовали
для травли индейцев. Коренные жители, никогда не видевшие таких крупных и злобных собак, не имели опыта
борьбы с ними.
Первая классификация догообразных относится к XVI веку. И.Каес дал кинологическое описание собак Европы и
Англии, выделив пять основных типов. В его работах отмечается, что в это время собаководы Англии достигли
наибольших успехов в разведении догов. Большое количество собак ввозилось в Европу с острова. Собаки очень
ценились, стоимость хорошего дога могла превышать стоимость породистого коня. Описывается, что привезённые
собаки отличаются уравновешенным характером, очень мощным телом и широкой грудью. Их изображения можно увидеть
на фасаде монастыря в Цюрихе и на нескольких работах художника Р.Штребеля.
После прилития крови английских собак к европейским и благодаря постоянному отбору по рабочим качествам в
Западной Европе образовались три основные группы догообразных собак (Геце, 1853 г.). Они были очень крупными,
прекрасно работали. Различия сводились к большей или меньшей степени сырости конституции, некоторым отличиям
в статях экстерьера (длина шеи, линия крупа и поясницы). В.Кассель, описывая собак того времени, отмечал
гораздо большее количество окрасов: кроме современных стандартных, часто встречались палевые собаки с чёрными
пятнами по корпусу, собаки с белым фоном и голубыми, рыжими, коричневыми пятнами (фарфоровые), чёрные с рыжими
тигровинами и другие. Наиболее распространёнными окрасами были палевый и чёрный с белыми отметинами.
автор статьи Переведенцева Г.В. |
|
Люблю смотреть в твои глаза.
О, как прекрасна морда дожья!
Ты что-то хочешь мне сказать,
В зрачках – почти что искра Божья,
Почти душа. Уже не пёс –
Друг цвета неба грозового.
И кто хвалу бы не вознёс
Тому, кто людям дал такого?
Елена Резникова |